По мере развития ребенка развивается его нервно-психологическая реакция. Родители должны знать, что периоды плавного развития чередуются с резкими качественными изменениями — возрастными кризисами. Они необходимы для перехода на новый уровень развития. Первый переходный возраст наблюдается у ребенка около 3 года жизни, второй при поступлении в первый класс. На фоне гормональной перестройки организма приблизительно с 13 лет начинается третий период.
Дети в возрасте около 3 лет часто проявляют необъяснимое упрямство и негативизм. Они начинают осознавать свою личность и индивидуальность.
Родители могут замечать, что обычно послушный и сговорчивый малыш начинает все делать «наоборот». Если его просят что-то сделать, ребенок отвечает: «не хочу», «не буду». Индивидуализм ребенка может проявиться и в злобе на родителей. В достижении желаемого проявляется большее упорство и настойчивость. Малыш старается быть самостоятельным, но его активность не всегда дает желаемый результат.
Практическая деятельность ребенка помогает ему в осознании своего «Я». Он учится обходиться без помощи взрослых, овладевает умением самостоятельно кушать, одеваться, все чаще начинает говорить: «Я сам!».
Переходной период может длиться несколько месяцев. Родители испытывают в это время трудности в отношениях с ребенком. Дети протестуют против заботы родителей, делают то, что те запретили. Очень важно в это время уметь сдерживать себя и не проявлять отрицательные эмоции. Проблема не решиться криком и принуждением. Напротив, ребенок может запомнить в подсознании образцы отрицательного поведения. Пробуйте вышибать клин клином. Если малыш отказывается убирать игрушки, с серьезным видом запретите их убирать.
Главное — стараться терпеливо переносить истерики и крики маленького шалуна. Иногда перенервничавший ребенок и сам бы рад успокоиться, но его нервная система настолько взвинчена, что не позволяет ему этого сделать. Постарайтесь отвлечь его чем-то. Например, порисуйте с ним, почитайте книжку или посмотрите интересный мультфильм.
Консультация невролога необходима, если поведение ребенка характеризуется явной повышенной возбудимостью, либо он повторяет навязчивые движения. Например, сидя на месте, раскачивается, грызет и теребит одежду и прочее. Своевременное лечение может откорректировать многие отклонения.